загрузка...
Техподдержка
Поиск Вход
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №23 "Сказка"
Российская Федерация, Московская область, Балашиха, мкрн. 1 Мая, д.12
Берегите природу

Берегите природу

Естественнонаучное
Форма обучения
Очная
Срок обучения
1
Мы траву посеяли!
видеоролик "Мир волшебных цветов"

Методическое обеспечение "Берегите природу"

КАРТОТЕКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР

«Фотограф»

Цель: обеспечить ребёнку возможность получения опыта прямого общения с природой.

Дети разбиваются парами. Один ребёнок – «фотограф», другой –«фотоаппарат». «Фотограф» наводит  «камеру» на какой-либо объект природы, «фотографирует» (слегка дергает за уши, предварительно задумав, что он хочет «сфотографировать».

Воспитатель задаёт детям вопросы:

Что «сфотографировала»  «камера»?

Что хотел  «сфотографировать» «фотограф»?

Природный это объект или нет?

Почему именно это хотел «сфотографировать» «фотограф»?

Чем этот природный объект ему понравился?

Почему «камера» «сфотографировала» этот же объект природы?

Когда дети научаться замечать что-то особенное, неповторимое, очень красивое в природе, тогда «камера» и «фотограф» будут «фотографировать» одно о то же.

 

«Микропоказ»  

Цель: учить детей «видеть» природу (замечать её мельчайшие детали и чувствовать её). Игра проводится в природе.

Воспитатель выкладывает на земле «тропу» (используется обычная верёвка). Дети отправляются в поход по этой тропе (ползут рядом с верёвкой, повторяя её изгибы) и одновременно выполняют задания типа:

Посчитай, сколько жёлтых травинок ты встретил на своём пути.

Найди и убери (если попадутся тебе по дороге) не природные объекты и т. д.

Целесообразно, если дети представили себя каким-либо маленьким животным и не поднимали голову высоко от земли (травы). Если по пути встретится какое-либо настоящее маленькое насекомое, то воспитатель даёт задания типа:

Представь себя на месте этого насекомого, как ты думаешь, что оно сейчас сказало, о чём бы оно подумало?

Куда оно сейчас ползёт?

 

«Польза- вред»

Цель: дать понять детям, что в природе нет ни полезных ни вредных, одни только необходимые.

1 этап

Первый вариант: «Польза –вред».

(тема: живая природа) .

Дети должны встать в круг. Воспитатель задает вопрос: «Какая польза от пчелы? », дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется: «Какой вред от пчелы? »

Второй вариант: «Нравится – не нравится».

(тема: не живая природа) .

Принцип организации см. вариант 1.

Третий вариант: «Хорошо – плохо».

(тема: времена года и 4 стихии: вода, воздух, земля и огонь). Принцип тот же.

2 этап

Воспитатель задает вопрос: «Что случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все окружающее стало бы хорошим? » (волк стал хорошим - перестал есть зайцев, зайцев бы развелось столько, что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало бы меньше и многим птицам негде было бы жить) .

Выясняется, что если от всего будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и даже может погибнуть.

В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что нет вредных существ, нет полезных, в природе нет ничего лишнего, всё необходимое.

 

«Звуки»

Цель: учить детей «слышать» природу, (проводится в природе) .

Воспитатель даёт задание:

«Когда слышите какой-либо звук – загните палец и т. д. Когда все пять пальцев будут загнуты – откройте глаза и помолчите, чтобы другим детям дать возможность «посчитать звуки».

Воспитатель задаёт детям вопросы типа:

Какой звук больше всего понравился?

Какой звук издала природа, а какой –человек, какой звук был самый громкий (тихий?)

Издавал ли ветер какой-либо звук?

В дальнейшем можно «слушать» природу двумя руками (использовать 10 пальцев)
 

«Разноцветные плоды»

Цель: показать детям разнообразность и разноцветность всего живого.

Воспитатель выкладывает изображение разнообразных плодов и задаёт детям вопросы типа:

Какой плод лучше (хуже) и почему, какой тоньше (толще?

Какой самый красивый (некрасивый, какой самый тёмный (светлый?

Почему этот плод полезен (вреден?

Что случилось бы, если бы все плоды исчезли?

В конце беседы воспитатель делает вывод, что плоды у растений разнообразные и разноцветные и все они, даже самые невзрачные на вид, очень нужны человеку.


 

«Овощи- худышки» и «Овощи- толстячки»

Цель: развивать творческие способности детей и умение объяснять и отстоять свою точку зрения.

Воспитатель дает детям задание вспомнить, какие овощи они знают, и разделиться по желанию на овощи – «худышки» и овощи – «толстячки». Затем изобразить эти овощи так, чтобы всем стало понятно, что этот плод тоненький, а тот – толстенький (можно втянуть или надуть щёки, прижать руки к туловищу или округлить их). Ребенок должен сам выбрать способ изображения. Воспитатель задает детям вопросы типа:

Какой овощ ты изображаешь?

Почему ты выбрал именно этот овощ?

Почему ты считаешь этот овощ «худышкой» («толстячком»)?

 

«Перемешай и соотнеси»

Цель: учить детей замечать мельчайшие детали природных объектов, развивать наблюдательность.

Воспитатель раздает всем детям одноименные природные объекты (например, листья клёна). Дети должны хорошо рассмотреть их, а затем сложить в одно место, например, на стол. Воспитатель мешает листья, раскладывает по одному на столе и дает задание: найдите каждый свой листок.

Если с первого раза дети не смогут выполнить задание, начнут путаться, то необходимо раздать им листья еще раз, повторить задание. Когда дети выполнят задание, воспитатель задает вопросы детям типа:

Почему ты считаешь, что это твой лист?

Чем твой лист отличается от листа твоего товарища?

В этой игре можно использовать природный материал (сухие веточки, косточки плодов и т. д.)

 

«Совы и вороны»

Цель: проверить и закрепить представления детей об окружающем мире.

Дети должны разделиться на две команды: «Совы» и «Вороны». Те и другие становятся в шеренгу друг напротив друга на расстоянии 3 метра, за их спинами их дома, также на расстоянии 3 метра.

Воспитатель дает задание:

«Совы» любят правду, «Вороны» - ложь, поэтому, если я говорю правду, «Совы» должны ловить «Ворон». «Вороны» убегают в свои дома и наоборот.

Затем воспитатель произносит фразы природоведческого содержания:

медведи любят есть тигров

у березы весной бывают сережки

слоны не умеют плавать

дельфин – это животное, а не рыба

Дети должны осознать правильность или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме и сами отреагировать своим поведением (убегать или догонять) на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они так или иначе поступили, а после 2-3 фраз поменять игроков местами.

 

«Какие все мы разные»

Цель: показать многообразие природного мира, его неповторимость, выделить хорошие качества любого природного объекта.

Воспитатель дает задание:

Встаньте налево те, кто больше любит море, направо – те, кто больше любит речку, а посередине пусть останутся те, кому нравится и то, и другое.

Затем детям дают вопросы:

Почему тебе нравится море?

Почему ты любишь речку?

Почему ты остался посредине?

Варианты заданий: зима – лето,

ромашка – колокольчик, дождь – снег.

В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что и то и другое хорошо, надо лишь замечать это хорошее в природе в результате проведения таких игр детям становится трудно выбирать то, что лучше и они остаются посередине. Однако, это не является целью игры.

 

Картотека наблюдений осенью.

Наблюдение №1.

Ежедневно наблюдать за состоянием погоды в течение дня: тепло - холодно, солнечно – дождливо, ветрено, ясно – пасмурно. Развивать наблюдательность, умение точно описывать состояние погоды, развивать речь.

Прибежит и солнце спрячет, а потом ещё заплачет. (тучка)

П/игра «Мяч водящему».

Цель: упражнять детей в беге, точной передаче мяча, развивать внимание, воспитывать выдержку.

Наблюдение №2.

Наблюдение за состоянием неба: плывут тучи, облака (перистые, кучевые, на что? или кого? они похожи). Использовать в речи обращения, понятия – пасмурно – идёт дождь, нет солнца.

Напоминать о долготе дня, частях суток.

Что на небе вечером? (звёзды, луна, планеты).

«Белые кораблики

По небу плывут.

Белые кораблики

Дождики везут»

П/ игра «Попади в окошко».

Цель: упражнять в метании в цель, соблюдать осанку, развивать глазомер.

Наблюдение №3.

Наблюдение за состоянием солнца. Обобщать знания детей о том, что солнце совершает определённый путь, находится в определённом месте в течение суток.

Золотой колобок

По голубому небу катается

Людям улыбается. (Солнце).

П/игра «Чьё звено быстрее соберётся?»

Цель: упражнять в умении быстро строиться в колонну, шеренгу; в ходьбе и беге по сигналу.

Наблюдение №4.

Наблюдение за ветром. Учить детей определять наличие ветра, его направление и силу с использованием флюгера, условных мерок.

«Я берёзку качну

Даже шапку утащу

А меня не видать

Кто я сможешь угадать? (Ветер).

П/ игра «Кошки – рыболовы»

Цель: Соблюдать правила игры, подлезать под верёвочку, упражняться в беге.

Наблюдение №5.

Наблюдение за осадками: туман, затяжной дождь, заморозки. Самостоятельно определять характер дождя: мелкий, моросящий, холодный, затяжной.

«Он идёт, а мы бежим

В дом укрыться мы спешим.

Будет к нам стучать в окно

Нет! Не пустим всё - равно!» (Дождик).

П/ игра «Перегонки парами»

Цель: Упражнять в беге парами, не расцепляя рук, соблюдать правила игры.

Наблюдение №7.

Наблюдение за деревьями. Как разные деревья готовятся к зиме: лиственные и хвойные. Рассмотреть почки деревьев и кустов после опадения листьев. Напомнить о назначении коры, почек, плодов, семян, оставшихся листьях.

Весной одевается,

Осенью раздевается. (Лес)

П/ игра «Охотники и звери».

Цель: Упражнять в прыжках, лазании, беге, соблюдать правила игры.

Наблюдение №6.

Наблюдение за деревьями «Листопад». Отметить окраску и разнообразие листьев деревьев. У берёзы - жёлтые, у осину красные итд. По форме – треугольные, овальные, с зубчиками. Понаблюдать, как падают листья – кружатся в воздухе или сразу падают вниз.

«Сарафан надела осень

Пёстрый, расписной

Листик жёлтый, листик красный

Листик золотой».

П/ игра «Ловишки на одной ноге»

Цель: Упражнять в прыжках на одной ноге, соблюдать равновесие.

Наблюдение№8.

Наблюдение за птицами (и водоплавающими).

Установить последовательность отлёта птиц. Почему они не летят все сразу? Поведение птиц перед отлётом (собираются в стаи). Позаботиться о зимующих птицах, приготовить кормушки, корм.

«Птицы на юг улетели

Гуси, грачи, журавли,

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

П/игра «Гуси-лебеди»

Цель: упражнять в умении вести диалог, выполнять действия по словесному сигналу в беге.

Наблюдение №9.

Наблюдение за насекомыми. Обратить внимание, как насекомые (жуки, бабочки, комары, мухи) готовятся к зиме. Заворачиваются в листья, майский жук – в землю зарывается, осы вьют домики на ветках, балках итд. Мухи залетают в комнату. В водоёмах – ряска опускается на дно, водомерки выходят на сушу.

Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас. (комар)

П/ игра «Пас по кругу».

Цель: соблюдать правила игры, бросать точно в руки, ловить мяч.

Наблюдение №10.

Наблюдение на цветнике. Цветущих растений осталось мало. Закрепить названия цветов, которые остались на клумбах. Показать образование семян, для чего они нужны? Собрать зрелые, приготовить конверты для хранения. Можно пересадить бархатцы, астры в горшок и наблюдать за ними в группе.

Мои цветы — оранжевое пламя,

А листья — как зеленые медали.

В названии — восточная страна.

Ну что, ребята, вы меня узнали? (Настурция)

П/ игра «Мышеловка».

Цель: соблюдать правила игры, действовать по сигналу.

Наблюдение № 11.

Наблюдения на огороде. Закрепить знания детей об овощах и других культурах. Какие растут на нашем огороде, какие росли и их уже убрали? Труд взрослых после сбора урожая. Какие машины помогают человеку на полях убирать урожай?

Почему в народе говорят так? «День – год кормит».

П/ игра «Выше ноги от земли».

Цель: Развивать умение быстро реагировать на сигнал, ориентировку в пространстве.

Сайт образовательной организации
1 из 0